Cтатьи и публикаций

Коэффициент серого вещества

Магия 30.05.2017 в 13:17 1729 просмотров 0 комментариев
Сколько весит мозг, или Интеллект со щелочным привкусом

Ученые давно задумывались над вопросами: что такое интеллект, от чего он зависит и как его измерить? — но однозначного ответа не получили до сих пор.
Будем исходить из того, что интеллект — это относительно устойчивая структура умственных способностей человека.
Существует мнение, что на 80 процентов он определяется генами, мало меняется с возрастом и даже не зависит от степени образованности человека.
Но есть и другое мнение: уровень интеллекта человека зависит от размера и массы его мозга. Тогда, если серое вещество среднего мужчины в расцвете сил, весившее 1424 грамма, к старости уменьшает свою массу до 1395 граммов, а мозг ребенка имеет меньшую массу, чем мозг взрослого человека, не означает ли это, что с «наращиванием» массы серого вещества мы становимся все интеллектуальнее и интеллектуальнее — а затем снова глупеем?
Ученые из Института мозга РАМН не столь однозначны в выводах. Тщательно изучив мозги выдающихся людей, они признаются, что доказать прямую взаимосвязь между морфологией серого вещества и интеллектом им так и не удалось.
А исследовательница Каролин Рай и ее коллеги-физиологи из госпиталя Джона Рэдклифа в Оксфорде считают, что дело не в массе, а в рН коры головного мозга (уровне кислотно-щелочного баланса).
Действительно, скорость распространения сигнала по нервным волокнам, которая не может не влиять на уровень интеллекта, в щелочной среде выше. Это позволяет оптимистам рассуждать об особой «интеллектуальной» пище, которая, изменяя рН мозга, сделает людей умнее…

Заметим, что к «щелочным» продуктам относятся все фрукты, овощи (за исключением картофеля и его «крахмальных» родственников), зеленые листья, бобы, чечевица, горох (но не соя). Косвенно подтверждая эту информацию (правда, зримо сужая перечень «интеллектообразующих» продуктов), научный журнал Psychology Today называет клюкву, чернику, свеклу с капустой и шпинат.

Не каждому дано сойти с ума, или Шевели мозгами

Специалистами из Британского совета по медицинским исследованиям были сделаны выводы о существующей связи между продолжительностью жизни человека и уровнем его интеллекта. Ученые обнаружили, что «возрастная» смертность людей, всю жизнь работающих головой, значительно ниже смертности тех, чей мозг не испытывал постоянной интеллектуальной нагрузки. То есть творческим людям предопределен более долгий век. Хочешь долго жить — шевели мозгами!
Многие люди пребывают в уверенности, что занимаются творческой деятельностью. Не хочется их разочаровывать, но у психологов на этот счет свое мнение. Они считают, что, к примеру, конструктор, разрабатывающий новый механизм по уже придуманной кем-то ранее схеме, или инженер, рассчитывающий свойства новой машины по известным формулам, занимаются, увы, вовсе не творчеством, а используют так называемое репродуктивное мышление.
Творчеством же психологи называют лишь решение задачи по самостоятельно созданной схеме или формуле, развитие известных положений с помощью оригинальных концепций или теорий… Словом, творчество — это лишь то, что выходит за рамки уже известного.
Впрочем, предупреждают специалисты, стремление к творческим полетам мысли, попытка выйти за границы познанного подводят людей к той опасной грани, за которой их ждет безумие. И чем выше интеллект человека, тем реальнее эта опасность. «Не каждому дано сойти с ума, — шутят психиатры, — а лишь тем, у кого он есть». И вспоминают гениальных безумцев, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества.
Не хочется соглашаться с этой пусть и шутливой, но весьма жесткой формулировкой. Ведь интеллект подразумевает организованность процесса мышления, а значит, должен способствовать его большей устойчивости. Поэтому хочу предложить другую формулировку: «С ума сойти может каждый, но только гениям удается сделать это гениально».

Почва, взрастившая «ай-кью», или В кого летели тухлые яйца

Пока физиологи ищут связь между серым веществом и интеллектом, проблемой выявления этого самого интеллекта у каждой отдельно взятой личности занялись психологи. Был создан уникальный тест, разделяющий людей на группы по их возможностям воспринимать, запоминать, логически мыслить и быстро реагировать. По количеству правильных ответов на специальные вопросы этого теста определяется коэффициент интеллекта человека — IQ (ай-кью).
Первым придумал и применил задачи для оценки умственных способностей профессор психологии Ганс Юрген Айзенк. Этот скандально http://www.peoples.ru/science/psihology/aizenk/ известный ученый родился в Берлине в 1916 г., учился в Германии, и хотя в школьные годы публично открестился от фашизма, в дальнейшем его опыты и исследования вполне вписались в схему нацистского поиска «сверхчеловека».
Идея «сверхнации», состоящей из самых красивых, умных и здоровых, привлекала будущего профессора психологии. Он лично принимал участие в опытах над человеческим мозгом, пытаясь ответить на вопрос, влияет ли его размер и вес на умственные способности. Но молодого ученого привлекала и астрология, поскольку одной из первопричин степени интеллектуальности он считал астрологические показатели человека. Айзенк даже составил гороскопы для верхушки Третьего рейха и индивидуальные астрологические карты Геббельса и Гиммлера.
Его отношения с фашизмом были весьма неоднозначны: с одной стороны, Айзенк высказывал глубоко фашистские по духу мысли, с другой — бежал из Германии. Живя и работая в Англии, он продолжал развивать идеи о перенаселении планеты, об избранных, которые должны стоять во главе человечества, и т. п.
Разрабатывая свой уникальный тест, Айзенк взял за основу идею французского психолога Альфреда Бине о развитии функций мышления человека, придумал, как ее применить, и ввел термин «коэффициент интеллекта». IQ тут же приобрел популярность и стал настоящей сенсацией 50-х годов, в один день сделавшей Ганса Юргена Айзенка звездой первой величины. Он получил все мыслимые степени, стал богатым человеком, разъезжал по миру с лекциями, порой вызывавшими крупные скандалы. В 1971 г. во время одного из публичных выступлений мэтра закидали тухлыми яйцами за расистское высказывание о том, что разница интеллекта людей разных рас предопределена генетически (IQ у черных на 15 пунктов ниже, чем у белых).
Написав 84 книги и 1094 статьи, Ганс Юрген Айзенк умер в 1997 г. от рака мозга. Но придуманный им IQ-тест остался — он и поныне живее всех живых.

Золотой блеск серого вещества, или История повторяется

Вопросы IQ-теста подобраны таким образом, что правильность ответов на них мало зависит от приобретенных знаний, преимущественно выявляя врожденные способности человека. Считается, что 100 баллов — это среднее значение IQ, и людей с таким коэффициентом интеллекта в мире больше всего. У высокоодаренных он поднимается до 120 и выше. У умственно отсталых этот показатель обычно колеблется в районе 50—75 баллов. Кстати, IQ менее 70 баллов обладают всего-навсего три процента населения Земли.
В 1994 г. благополучную Америку потрясла книга «Кривая колокола: интеллект или структура американской жизни», написанная психологами Хернстейном и Мурреем. Авторы утверждают, что в США наблюдается резкое разделение общества на две обособленные касты, изоляция которых друг от друга и степень отличия с каждым годом возрастают. Причем с этим поделать что-либо трудно (как утверждают авторы) — ведь эти касты разделены прежде всего по биологическому признаку! Речь идет о людях с высоким и с низким интеллектом, или попросту «умных» и «глупых».
Что влияет на будущее человека? Прежде всего, семья, где он родился. Действительно, подсчитано, что дети бедных становятся бедняками в восемь раз чаще, чем дети из богатых семей. А вот Хернстейн и Муррей утверждают, что в сегодняшней Америке роль IQ более значима, чем социальное происхождение: дети с низким «ай-кью» становятся бедными в пятнадцать раз (!) чаще, чем «умники», поскольку чаще недоучиваются и в дальнейшем пополняют ряды тех, кто не может найти работу или вообще не хочет работать.
В касту «глупых» попадают и криминальные личности. Как правило, их IQ редко добирается до среднего уровня, а у преступников-рецидивистов он еще ниже.
Не оставлены авторами без внимания и «расовые особенности интеллекта». Если средний IQ американца равен 100, то это означает, что для черных он равен 85, а для белых — 105 (показатели еще более шокирующие, чем те, за которые профессора Айзека забросали тухлыми яйцами!).

Демографические проблемы Америки, по мнению Хернстейна и Муррея, тоже связаны с IQ: у женщин с высоким коэффициентом интеллекта детей меньше, и они заводят их позже, чем женщины с низким IQ. Таким образом, число «высоколобых» неуклонно сокращается, зато увеличивается группа женщин, которые еще в школьном возрасте заводят внебрачных детей, не ищут работу и живут на пособие. Их дочери, как правило, выбирают такой же путь, создавая тем самым порочный социальный круг, воспроизводя и увеличивая низшую интеллектуальную касту.

Авторы нашумевшей книги не сомневаются, что правительство США выбрало неверную стратегию решения этих проблем. Вся система обучения, учебники, экзамены и преподавательская установка ориентированы не на лучших, и даже не на средних, а на отстающих, имеющих низкие IQ. Из выделяемых в США средств на образование только одна десятая процента расходуется на специальное обучение особо одаренных школьников, которые из-за общей учебной стратегии государства не могут реализовать свой высокий потенциал. Зато 92 процента этих средств направляется на помощь отстающим (с низким IQ). В результате качество и требования школьного образования в США постоянно снижаются — математические задачи, которые сто лет назад легко решали пятнадцатилетние школяры, сегодня их ровесникам уже не по силам.
Вывод, который делают Хернстейн и Муррей, однозначен: попытки искусственно улучшить положение касты «глупых» лишь усугубляют ситуацию, так как государственная поддержка значительной группы людей, паразитирующих за счет остального общества и являющихся источником преступности и даже терроризма, угрожает демократическому порядку…
Что-то до боли знакомое, не правда ли?
Борьба за кубок, или Средняя температура по больнице

Кроме разделения на касты Хернстейн и Муррей подвергли американское общество делению на пять классов по степени познавательной способности: I класс (IQ = 125—150) — очень высокая способность — таковых пять процентов американцев, то есть 12,5 млн человек; II класс (IQ = 110—125) — высокая, их — двадцать процентов, т. е. 50 млн человек; III класс (IQ = 90—125) — нормальная: пятьдесят процентов и, соответственно, 125 млн; IV класс (IQ = 75—90) — низкая: двадцать процентов — 50 млн; и V класс (IQ = 50—75) — очень низкая — пять процентов — 12,5 млн. Поразительная симметрия: люди «средней нормальности» составляют ровно половину населения; «не самые умные» и «среднеглупые» тоже в полной мере уравновешивают друг друга, превращаясь в однородную массу; а «гении» и «безнадежные тупицы» выступают хоть и в равном количестве, но в откровенном меньшинстве…
Не прошла мимо IQ и Европа. Некая Европейская лига интеллектуального коэффициента умудрилась замерить IQ у населения разных стран. По ее данным, самыми сообразительными европейцами оказались немцы и голландцы (их средний IQ равен 107). На третьем месте — поляки (106 баллов). Англичане обогнали своих вечных соперников — французов (100 и 94 баллов соответственно). Между англичанами и французами расположились русские со скромными 96 баллами (как бы «глупее» англичан, но «умнее» французов). А замыкают таблицу «интеллектуальности европейских народов» турки и сербы (90 и 89 баллов).
Однако европейцам далеко до японцев: у жителей Страны восходящего солнца средний IQ равен 111 баллам!
Все эти результаты, если говорить о них всерьез, весьма сомнительны и, возможно, даже ангажированы. Да и вообще статистические данные такого рода заставляют вспомнить шутку о «средней температуре по больнице»…

Деление по половому признаку, или Курица не птица…

Не обойдена вниманием и тема «женского интеллекта», упорно сравниваемого с «мужским» (считается, что у мужчин он в среднем выше на 5 баллов). Исследователям удалось проследить судьбы 900 британок, у каждой из которых 40 лет назад в одиннадцатилетнем возрасте был определен IQ. Оказалось, что чем выше у женщины этот показатель, тем труднее найти мужчину, который хотел бы взять ее в жены. С понижением IQ шансы на замужество значительно возрастали. Так, каждые 16 баллов увеличения IQ в данной группе женщин на сорок процентов снижали их привлекательность для мужчин. У сильного же пола, как было установлено в ходе аналогичного исследования, наоборот, каждая прибавка в 16 баллов на тридцать пять процентов повышала шансы на успех у прекрасного пола.
Если вдуматься, за этой статистикой кроется любопытный парадокс: у «глупых» женщин хватает ума вычленить из общей массы мужчин самых «умных», а «умным» мужчинам комфортнее, простите, с «дурочками»… Упорство настаивающих на второсортности «женского интеллекта» создает массу жизненных трудностей умным женщинам. Многие из чувства самосохранения изображают «дур», приводя в умиление представителей сильного пола. Те же, кто не желает этого делать, подвергаются откровенному прессингу. Так, к примеру, живущая в Великобритании болгарка Даниэла Симидчева, обладательница IQ почти в 200 баллов и входящая в число самых умных женщин планеты, несколько лет жила на пособие, получая от сотни компаний и организаций вежливые отказы в приеме на работу.
Кстати, самый высокий уровень IQ, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, принадлежит именно женщине (и это при том, что рекордный вес мужского мозга — 2049 граммов, а женского — 1565!), так что оценивать на весах «мужской» и «женский» интеллект вряд ли стоит!
И вообще женщин, чей интеллект значительно превышает мужской, немало. Например, Мерлин Мач Вос Савант из штата Миссури уже в возрасте десяти лет имела средний показатель IQ для 23-хлетних. Ей даже удалось пройти сложнейший тест для вступления в привилегированное Общество Мега, состоящее из трех десятков человек с такими высокими показателями IQ, которые встречаются лишь у одного на миллион жителей планеты!

Миф о «глупости» красивых женщин развенчала топ-модель из Словении Айрис Мулей. На ток-шоу, призванном продемонстрировать тупость моделей, выяснилось, что ее IQ не только составляет 156 пунктов, но и выше, чем у научного консультанта программы — известного физика-ядерщика. Одним из самых высоких IQ среди кинодив может похвастаться и голливудская красавица Шарон Стоун, чей показатель (по различным данным) колеблется от 140 до 160 баллов. Не стоит забывать и о коэффициенте интеллекта гениальной Марии Кюри в 200 баллов — а она была весьма недурна собой…

Образное мышление, или Умом Россию не пронять

Большинство отечественных специалистов полагают, что на Западе, особенно в англоязычных странах, показателю IQ придают слишком большое значение: на самом деле о действительных способностях человека этот показатель не говорит почти ничего. Например, Эйнштейн имел IQ ниже среднего, в то время как ничем не примечательные домохозяйки демонстрируют порой феноменальные результаты.
Коэффициент интеллекта Буша, составляющий 91 балл (что в два раза меньше, чем у Билла Клинтона, и ниже, чем у среднего американца), не помешал ему стать президентом США — впрочем, показатель Буша активно оспаривают сторонники президента, утверждающие, что это подлый наговор…
Российское общество вообще не готово всерьез рассуждать об IQ. Прежде всего, потому, что любые тесты были запрещены у нас еще с тридцать шестого года, возобновились совсем недавно, и результатов широкомасштабных исследований IQ в России попросту не существует. Однако некоторые недавние исследования дали нелицеприятную для нашей страны картину: российское общество является менее интеллектуальным, чем американское!
Такие результаты не могут не вызвать возмущения и отторжения у всех нас, вместе с Михаилом Задорновым веселящихся над «тупостью» американцев, лично сталкивавшихся с поверхностностью их знаний, гордящихся «русскими мозгами», которые активно скупают те же американцы…
Однако исследователи не только предлагают шокирующие результаты, но и пытаются их объяснять: на интеллектуальном потенциале страны сказались многолетние репрессии, в результате которых были уничтожены лучшие из лучших, а сегодня еще дополнительно сказываются и так называемые внешние факторы. Под ними подразумеваются массовая алкоголизация, социальная необеспеченность населения, проблемы семьи, воспитания и образования…
Все это, конечно, имеет место, но мало убеждает. И возникает естественный вопрос: подходит ли для России IQ-тестирование?
Еще господин Айзенк разделял интеллект на три вида: биологический (под которым понимается физическое превосходство одного человека над другим), психометрический (измеряемый тестами) и социальный (практический) интеллект, предполагающий проявление социально полезной адаптации. Словом, уровнем IQ интеллектуальные способности не исчерпываются.
А если еще посмотреть на вопрос с точки зрения биологии, то следует отметить, что хотя задания IQ-теста весьма разнообразны, измеряет он в первую очередь так называемый вербальный интеллект, связанный с деятельностью левого полушария мозга. А вот прочие аспекты мыслительных процессов (образное правополушарное мышление, например) он мало затрагивает.
И становится совершенно ясно, что различия в уровне «ай-кью» у русских и американцев вызваны, прежде всего, различием в структуре интеллекта. И это в первую очередь связано с преобладающим у россиян «образным», а у американцев — так называемым «математическим» стилем мышления. Можно сказать, что русский человек попросту менее формалист, чем американец. А еще говорят: «русские сердцем думают»…

Физик, психолог Ирина Царева